Go to ...
Divisions >> Department of stellar physics and evolution

Department of stellar physics and evolution

wiebe_photoHead of Department
Full Dr. of Sci., RAS Prof.

MAIN FIELDS OF RESEARCH

Accretion on White Dwarfs

Lately, main attention was aimed at studies of close binaries with accreting white dwarfs. These systems are related to cataclysmic variables, Novae and type Ia Supernovae, X-ray sources. In particular a detailed study of hydrogen-accreting WD was accomplished. For the galaxies with different types of star formation, the number of supersoft X-ray sources was estimated, the spectra of emission in soft X-ray and EUV were constructed, the rates of Novae and SNe Ia were evaluated. In particular, we succeded to reproduce satisfactory the number of supersoft sources in the nearby elliptical galaxies and the ratio of emission in He II 4686 and Hβ lines in the stacked spectra of SDSS galaxies. Model estimates predict correctly the rate of Novae in the galaxies of different morphological types. It was shown that one of the main modern scenarii for formation of progenitors of SNe Ia -- accumulation of Chandrasekhar mass by an accreting white dwarf in cataclysmic binaries with stationary burning of hydrogen or recurrent Novae is not able to provide more than several per cent of oserved SN Ia rate.

By a systematic study of white dwarfs accreting helium we found conditons for its burning in the regimes of weak (without ejection of matter) and strong (with ejection of matter) flashes and in detonation regime, depending on the accretor mass and the rate of accretion. Results of this study are used for the estimates of the rolee of the systems with He-accretion in production SNe Ia. We performed a detailed analysis of the evolution of ultracompact AM CVn-type cataclysmic binaries with helium white dwarf donors. It was shown that only ∼10 outbursts of unstable He-burning can occur. Hypothetical transients known as SNe Ia (Supernovae that are by an order of magnitude weaker than normal SN Ia and occur 10 times less often) do not happen in these systems.

Supermassive Black Holes in Binary Systems

One of interesting directions is the evolution of binary systems formed by a Supermassive Black Hole (SMBH) and a star in its immediate vicinity, for the case when the SMBH accretes primarily the matter of this star. The irradiation of the star by hard radiation emitted during accretion onto the SMBH is taken into account. Numerical simulations show that if the initial Roche-lobe filling factor is big enough, the evolution of system star-SMBH nearly always ends with the dynamical disruption of the star. But if this factor exceeds some critical value, the star may remove from SMBH even after Roche-lobe overflow. We investigate the dependence of this critical factor on the mass of SMBH, stellar mass and initial evolution stage of the star. We investigate also the parameters of remnants of stars removing from the SMBH.

Evolution of Carbonaceous Dust in the Interstellar Medium

Members of the department are also developing a model of evolution of hydrocarbon dust that includes the most important processes occurring with dust in interstellar medium both at molecular scale and at scale of large grains. A list of considered processes includes photo destruction, aromatization, erosion and fragmentation due to collisions to each other. This model is used for calculations of changing of dust size and aromatization level distributions, and synthetic infrared spectra depending on conditions in a medium (gas or shock wave velocity, radiation field intensity and etc.). Spectra change significantly during the evolution in near and middle infrared regions (from 2 to ~30 μm) as expected from the model because spectra in this region is raised from small grains that are more sensitive than large grains. The most ingenious aspect of the model is a process of transformation of dust grains from aliphatic to aromatic state (aromatization). Research in this field is only beginning and it is needed to have more experiments, though astronomical observations indicate that the process occurs in interstellar medium, so it is necessary to consider it in dust models.T model is applicable for calculations in a wide range of objects — supernova remnants, star formation regions (with HII regions), planetary nebula and etc.

Mass Transfer in Close Binary Systems

The study of mass transfer in close binary systems is an important direction in our department. A special attention is paid to interaction of a donor star (typically, a red dwarf ) and a accretor (white dwarf).  A rotation and a magnetic field play an important role in their interaction. The important question is how these two factors influence on the mass stream flowing from the donor star to the Roche lobe of the accretor.


STAFF

Перейти…
Структура >> Отдел физики и эволюции звезд

Отдел физики и эволюции звезд

 

wiebe_photoЗаведующий отделом
д.ф.-м.н., проф. РАН Вибе

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ И ВАЖНЕЙШИЕ ДОСТИЖЕНИЯ

Исследование аккреции на белые карлики

Исследования тесных двойных систем с аккрецирующими белыми карликами имеют непосредственное отношение к катаклизмическим переменным звездам различных классов, новым и сверхновым звездам, источникам рентгеновского излучения. В частности, в отделе рассматриваются двойные системы с богатыми водородом донорами. Исследована численность источников сверхмягкого рентгеновского излучения, построены спектры мягкого рентгеновского и жесткого ультрафиолетового излучения для галактик с различным характером звездообразования, оценена частота новых и сверхновых звезд. В частности, удалось удовлетворительно воспроизвести численность источников сверхмягкого рентгеновского излучения в ближайших эллиптических галактиках и отношение потоков в линиях He II 4686 и Hβ в суммарном спектре галактик каталога SLOAN. Модельные расчеты правильно предсказывают частоту новых в галактиках различных типов. Показано, что один из основных современных сценариев формирования предшественников СН Ia -- накопление чандрасекаровской массы белым карликом в катаклизмических переменных с стационарным горением аккрецируемого водорода или в рекуррентных новых не способен обеспечить более нескольких процентов их наблюдаемой частоты.

Также систематически исследована аккреция гелия белыми карликами, найдены области его стационарного горения и горения в режимах слабых (без выброса вещества), сильных (с потерей вещества) вспышек и детонации в зависимости от массы карлика и скорости аккреции. Результаты используются при оценке роли двойных систем с аккрецией гелия как предшественников СН Ia. Детально рассмотрена эволюция ультракомпактных катаклизмических переменных звезд типа AM CVn, в которых донорами являются гелиевые карлики. Найдено, что вспышечная активность этих звезд, связанная с неустойчивым горением гелия прекращается после ∼10 вспышек. Гипотетическое транзиентное явление -- SN Ia (вспышки сверхновых, на порядок величины более слабые, чем нормальные сверхновые и происходящие в 10 раз реже) не осуществляются.

Двойные системы со сверхмассивными черными дырами

В отделе физики и эволюции звезд также численно исследуется эволюция звезд, формирующих двойные системы со сверхмассивными черными дырами (СМЧД) и подвергающихся облучению жестким излучением аккрецирующей черной дыры. Подробно исследуется случай, когда СМЧД аккрецирует главным образом вещество данной звезды. Численное моделирование показывает, что если начальная степень заполнения звездой своей полости Роша достаточно велика, то эволюция системы звезда-СМЧД заканчивается динамическим разрушением звезды. Однако если эта степень меньше определенного граничного значения, то возможно удаление звезды от СМЧД даже в том случае, если она заполнила на какое-то время свою полость Роша. В дальнейших исследованиях предполагается выяснить, какова зависимость этого граничного значения от массы СМЧД, массы звезды и стадии ее эволюции в момент образования системы звезда-СМЧД, а также каковы параметры остатков удалившихся от СМЧД массивных звезд.

Эволюция углеродной пыли в межзвездной среде

В отделе ведется разработка модели эволюции углеводородной пыли, включающей в себя наиболее важные процессы, происходящие с пылью в межзвездной среде как на молекулярном уровне, так и уровне крупных пылинок. Набор рассматриваемых процессов включает в себя фоторазрушение, ароматизацию, эрозию и дробление как следствие столкновений пылинок друг с другом. С помощью модели проводятся расчеты того, как меняется распределение пыли по размерам и степеням ароматизованности, а также теоретические инфракрасные спектры в зависимости от условий в среде (скорость газа или ударной волны, интенсивность поля излучения и др.). Наиболее заметно в результате эволюции меняется спектр в ближней и средней инфракрасных областях (от 2 до ~30 мкм), как и должно следовать из модели, так как за спектр в этой области отвечают мелкие пылинки, более чувствительные к разрушению, чем крупные. Наиболее оригинальным аспектом модели является включение процесса трансформации пылинок из алифатического в ароматическое состояние (ароматизация). Исследования в этом направлении только начинаются и требуют экспериментальных данных, однако современные астрономические наблюдения указывают на то, что такой процесс повсеместен в межзвездной среде, поэтому его необходимо рассматривать в моделях пыли. Модель применима для расчетов в широком ряде объектов - остатки сверхновых, области звездообразования, включая области HII, планетарные туманности и др.

Исследование процесса массообмена в тесных двойных звездах

Исследование процессов массообмена в тесных двойных системах является еще одним важным направлением в отделе. Особое внимание уделяется подклассу тесных двойных систем, в котором присутствует звезда-донор и звезда-аккретор. Они отличаются от других звезд тем, что находятся на очень близком расстоянии друг от друга и могут влиять на процессы, происходящие у звезды-компаньона. Важную роль так же играет вращение звезд и наличие у них собственного магнитного поля. Исследуется взаимодействие этих двух факторов и их влияние на структуру истечения из звезды-донора внутрь полости Роша звезды-аккретора.


СОТРУДНИКИ