Go to ...

Семинар “Малые тела Солнечной системы” (06.04.2022 в 15:00)

Опубликовано: 04/04/2022

Speaker:M.A. Ivanova – Vernadsky Institute of Geochemistry and Analytical Chemistry of Russian Academу of Sciences
Title: The first solid material formed in the Solar system
Abstract:
The first solid material formed in the Solar system preserved traces of the earliest chemical and isotopic fractionation in the protoplanetary disk. It is represented by refractory Ca, Al- inclusions (CAIs), amoeboid olivine aggregates (AOAs), and chondrules found in primitive chondrite meteorites. Knowledge about the formation of the first solid material largely depends on accurate chronological data – the time and rate of the transformation of the protoplanetary disk consisting of gas and dust into solid material. Using the 206Pb-207Pb method, the absolute ages of CAIs were determined and based on these ages the average value of the age of the Solar system was obtained. Using the 26Al-26Mg isotope system, the interval of CAIs formation in the protoplanetary disk was confirmed. After accretion on the parent asteroids, the CAIs underwent anaqueous fluid alteration, time of this alteration was determined by the 53Cr-53Mn dating. The CAIs material is very diverse. Inclusions with unusual morphology as well as compound and ultra-refractory CAIs, were found. CAIs in the form of a flat and concave disk have experienced aerodynamic deformation during their movement in the protoplanetary disk.
Compound CAIs indicate the earliest accretion of centimeter-sized bodies. The trapped ultra-refractory inclusions (UR CAIs) retain traces of chemical and isotope fractionation at a higher temperature stage of formation (>1800 K) than usual CAIs; they are enriched in refractory REE and have a heterogeneous oxygen isotope composition which confirms the existence of two oxygen reservoirs – enriched and depleted in the 16O isotope. CAIs of different groups of
chondrites (CV3 and CH-CB types) differ in mineralogy and bulk composition, but there is probably a genetic relationship between them, which was discovered due to the study of the evaporation process of CAIs melts formed during high-energy events.

Перейти…

Семинар “Малые тела Солнечной системы” (06.04.2022 в 15:00)

Опубликовано: 04/04/2022

Докладчик: М. А. Иванова – Институт геохимии и аналитической химии им. В.И. Вернадского РАН
Название доклада: “Первое твердое вещество, образованное в Солнечной системе”
Краткое содержание: 
Первое твердое вещество, образованное в Солнечной системе, сохранило следы самого раннего химического и изотопного фракционирования в протопланетном диске. Оно представлено в примитивных хондритовых метеоритах тугоплавкими Ca, Al-включениями (CAIs), амебовидными оливиновыми агрегатами (AOAs), и хондрами. Знания об образовании первого твердого вещества во многом зависят от точных хронологических данных – времени и скорости преобразования протопланетного диска, состоявшего из газа и пыли, в твердое вещество. С помощью 206Pb-207Pb метода, были определены абсолютные возраста CAIs и на основании этих возрастов получено среднее значение возраста Солнечной системы, а с помощью 26Al-26Mg изотопной системы подтвержден интервал их формирования в протопланетном диске. После аккреции на родительских астероидах CAIsпретерпели воздействие флюидов, время которого удалось определить с помощью53Cr-53Mn метода датирования.
Вещество CAIs многообразно. Были обнаружены необычные по морфологии включения, а также составные и ультратугоплавкие CAIs. СAIs виде плоского и вогнутого диска испытали аэродинамическую деформацию во время их передвижения в протопланетном диске. Составные CAIs свидетельствуют о самой ранней аккреции тел сантиметрового размера. Захваченные ими ультратугоплавкие включения (URCAIs) сохранили
следы химического и изотопного фракционирования на более высокотемпературной стадии формирования (> 1800 К), чем обычные CAIs; они обогащены труднолетучими РЗЭ и имеют гетерогенный изотопный состав кислорода, подтверждающий существовании двух резервуаров кислорода, обогащенного и обедненного изотопом 16О. Тугоплавкие включения разных групп хондритов (CV3 и СН-СВ типов) отличаются по минералогии и валовому составу, но между ними, вероятно, существует генетическая связь, которую удалось обнаружить благодаря изучению процесса испарения расплавов CAIs, образованных под воздействием высокоэнергетичных событий.